Наказание как мера воздействия на нерадивых сотрудников весьма обсуждаема в среде российских работодателей. Кто-то считает, что без наказаний нельзя управлять людьми, некоторые полагают, что это крайняя мера в отношении отдельных работников. Примерно в 90% российских компаний систематически наказывают сотрудников. В материале расскажем, как наказать сотрудника можно, не лишая его бонусов.
Из материала вы узнаете:
-
Как наказание сотрудников поможет искоренить вредные привычки;
-
Какие бывают необычные методы наказаний сотрудников;
-
Почему выполнение неприятных обязанностей эффективнее штрафов;
-
Антинаграды для нарушителей дисциплины;
-
Как можно наказать сотрудника, не применяя наказание.
Как наказание сотрудников поможет искоренить вредные привычки: 6 примеров
Работодатели по-разному реагируют на проступки сотрудников. Один из самых злостных и стойко повторяющихся проступков – нарушение дисциплины. Многие руководители сходятся во мнении, что рублем в данном случае наказывать неэффективно, т. к. при этом страдают не только работники, но и члены их семей. В некоторых компаниях с успехом применяют ряд эффективных наказаний:
-
Если работник систематически опаздывает на работу (утром или с обеда), то ему назначается наказание в виде «почетной обязанности» подготовки офиса к началу рабочего дня. В течение месяца ему нужно приходить на час раньше остальных и выполнять мелкую работу: мыть полы, проверять работоспособность офисной техники, наличие расходных материалов и т. д.
-
Аналогично наказание мытьем посуды. Во многих организациях сотрудники пьют вместе чай и кофе до начала рабочего дня. Опоздавшим вместо чая поручается помыть посуду.
-
В консалтинговой фирме можно использовать следующее наказание: менеджер, который при общении с клиентом забыл уточнить важные детали, должен перезвонить ему повторно с личного телефона.
-
При несоблюдении торговым представителем стандартов продаж в качестве наказания его можно перевести на другой участок, где ему придется начинать все сначала.
-
Если клиент торговой компании расторгает договор по вине менеджера, тот должен найти десять новых клиентов.
-
Рутинное наказание за 1 минуту опоздания – 15 минут простановки печати на фирменных бланках. Это доходчиво показывает сотрудникам, что проще прийти вовремя, чем потом тратить свои усилия на нудную работу.
Наказания за проступки необходимы, чтобы мотивировать работников на соблюдение условий или выполнение поставленных задач. Поэтому перед вынесением наказания нужно быть уверенным, что сотрудник знает все правила и обязанности и понимает, что совершил проступок.
Необычные методы наказаний сотрудников: 3 кейса
1. Чтобы сократить бесконечное количество перекуров на работе, на некоторых предприятиях рабочим установили лимит на перекуры за смену – не более двух. Нарушителей ждет необычное наказание – они должны в свое свободное время сделать стенгазету о вреде курения, где им нужно нарисовать шаржи на самих себя.
2. В одной компании за невыполнение плана по звонкам сотрудникам-мужчинам грозит наказание физическим трудом. За час до окончания рабочего дня они идут на склад грузить товары.
3. Руководитель одного кафе придумал необычное и весьма действенное наказание. За опоздание провинившийся сотрудник должен всю смену носить позорную бандану с надписью «Я злостный опоздун».
Почему выполнение неприятных обязанностей эффективнее штрафов
Важно, чтобы работники понимали, что наказанию за проступок подвергнутся все без исключений. Поэтому, чтобы добиться положительных перемен, любой руководитель должен быть примером для своих сотрудников. И если опаздывает он сам, то, как и любой другой работник организации, проходит наказание.
Как наказать сотрудника: антинаграды для нарушителей
Необычным, но весьма действенным наказанием сотрудников можно назвать нестандартную систему штрафов. Сотруднику, чье поведение далеко от дисциплинарного и ответственного, вручается счетчик Гейгера, который должен стоять у него на рабочем столе. Таким образом, всем, и прежде всего самому сотруднику, становится понятно, где здесь «радиоактивный объект».
Немое порицание для ряда сотрудников оказывается одним из самых сильных наказаний. Стоит попробовать использовать этот весьма действенный инструмент.
Как наказать сотрудника без самого наказания
Некоторые руководители тренируют свою фантазию, придумывая креативные наказания для провинившихся работников. Что только не заставляют делать нарушителей: спортивные отжимания, оплата коллективного обеда и пр. Иногда добрая шутка переходит все границы и превращается в оскорбление личности. Но есть более эффективные меры наказания сотрудников, которые на наказание совсем не похожи.
Угроза наказания
Известно, что неотвратимость наказания для большей части людей действует сильнее, чем само наказание. И ни для кого не должно быть исключений: первое замечание, три выговора и итог – увольнение. Только при таком четком и неотвратимом порядке коллектив будет уважать правила.
«Как ты, так и я»
Если сотрудник позволяет себе регулярно опаздывать, никаких опрашиваний «на 5 минут пораньше» для него нет. Не стоит расхолаживать коллектив. Чтобы там ни случилось, идти навстречу можно и нужно только тому сотруднику, кто уважает правила вашего предприятия.
Лишение доверия и перспектив
Авторитетному руководителю достаточно дать понять провинившемуся сотруднику, что больше не может на него положиться. Подобное лишение доверия мотивирует сильнее, чем наказание. Также при систематическом нарушении правил стоит дать понять специалисту, что его перспективы на карьеру в вашей организации более чем туманны.
Журнал «Директор по персоналу»
< Предыдущая | Следующая > |
---|